…. Закат встретил в степи Бетпак-Дала очень красиво.

  На плитную дорогу выезжаю уже ночью и вот досада села батарея КПК а это значит карты уже не будит даже при заряде L немного огорчился что палатку искать в ночи придётся да на следующий день на площадку №35 хотел сгонять, дорогу и так без GPS на неё знаю но нужны были полевые дороги.

  Еду с дальне светом фар на дороге попадаются корсаки по две штуки и ещё всякая ерунда начинает дорогу перебегать понимаю, что остановка не допустима! Вот мой поворот на площадку №3, по дороге бегают кроты. Подъезжаю к месту, где оставил палатку а это просто каменистая пустыня где днём всё одинаково а ночью тем более расчёт был на координаты GPS но она не работает, при этом моё состояния как бут то приехал к своему дому, то есть не какой паники а это удаления 120км от трассы М-36 по степи, поражаюсь сам себе с первой попытки нахожу это место! В полной темноте, при дальнем свете фар ставлю палатку отпиваю минералки от последней бутылки которая была всё время тут и спать.

  В 7:00 подъём, (GPS нет слетела программа от разряда, дальнейшие передвижения по памяти, был ещё компас но он не пригодился)  еду на В-1000, оказалось, не замеченным прямо к комплексу было не так просто подъехать ведь рядом действующий комплекс радиометрии, и радиорелейка, сам объект полностью выпотрошен осталось только крупное железо локатора сопровождения и что то вроде ТПК системы А-35, система А-135 уже расположена на 35 площадки и её состав полностью способный в который входи: комплекс метрии, пусковая шахта на №35 и конечно же одна плоскость Софреновской  РЛС полностью всё рабочее это очень радует! Кстати с трассы не видно то, что видно у подножья ДОН-2НП, ФАРА очень красиво переливается, но приближаться к этому чудо технике не стоит просто пристрелят!  

   После В-1000 попутно можно посмотреть площадку №3 здесь стоял один из трёх РЛС захвата баллистической цели, два других это площадки №10 и №6 удаления друг от друга 120км в треугольнике. Проезжаю место ночной стоянки, через 20км на право знак кирпич очень старый, дорога дальше затоплена огромной лужей (сказал бы озеро, хотя жара 45C, в 2008 году тут было сухо), там дальше позиции комплексов С-75 и гора бочек с напалмом под колючей проволокой, на фоне безлюдной степи не обычно выглядит картина.

  Дальше дорога на площадку №3 размыта, еле проезжаю по краю (забегу в перёд, Приозёрск был отрезан целый день от мира, асфальтную дорогу полностью смыло! Но это мне рассказали потом)

   Во круг городка со всех сторон развёрнуты позиции С-75, поворачиваю на лево там были позиции РЛС наведения этих ракет, валяться куча ракетного железа особенно обтекатели ракет, но самая радость при такой жаре здесь есть карьер с чистейшей прозрачной водой, водоросли как в аквариуме, классно искупался, поел тушёнки.  

   Городок почти весь разобран его сердце остов из толстенного железобетона высотой с трёх этажный дом, сам купол и его основа сняты очень давно. Рядом с городком есть ВПП, деревянные щиты посадки не кому не нужны и стоят по сегодняшний день.

   Еду на юг, через 20км территория приличный размеров, огорожена колючей проволокой, стоят пару домиков и капониры, разрушенные мачты антенн, думаю здесь было подразделения РЭБ. Через 30км мост снесённый водой, но самой реки нет, почва влажная, проехал. Вдалеке на горе стоят 6 ангаров подготовки ракет С-75 (да этими ракетами был завален когда то весь полигон они просто там везде), заехал на гору, ракетного железа куча от обтекателей ракет до вертолётных нурсов и элементов управления ракетами. С железобетонных ангаров вид до горизонта и всё в дорогах, представил, как с этого места был виден сам перехват цели … воды сделал глоток и осталось три, а обратно ехать 170км, но увиденное оставляет восхищения создателем ракетной техники и самого полигона.

  Доезжаю до удаления 120км, забираю палатку, в горле сухость воздух как не старайся дышать, не хватает, ветра нет, как и облаков, солнце по всюду и от него нет спасения. Допиваю три глотка бесценной минералки, понимаю что если будит что то в дороге, то тут и останусь. Движения только по памяти ! 120км по степи где сотни дорог при пекле и без воды! Подъезжаю к бывшему полевому лагерю где похоронен человек, там реальная надгробная плита стоит, дело в том что в его низине очень плохая дорога – песок. Чуть правей ещё дорога всё взвесив можно предположить, что это объезд песочного места – еду по ней, по дороге попадается бугор скорость всего 50км/ч но оба колеса оторвались от земли! Вот это да думаю супер, кто бы ещё сфотографировал, дальше ступень от ракеты лежит … стоп это всё интересно, но проехал от развилки 15км и солнце стало светить уже не в спину а с правой стороны а дорога идёт всё прямо, понимаю что эта дорога мне не по пути, осознаю дух Бетпак-Дала (голодной степи) хочет поглотить но только не меня! Придётся ехать по песку L, разворачиваюсь обратно, с бугра снова прыгнул, но уже с 70км/ч оторвался вообще прилично от земли, про себя подумал вот шутник не воды, не спутниковой ориентации нет, прыжки устроил за сотню километром от цивилизации J. Доехал до развилки (удаления 80км) где хотел сократить, выехав на песок, упал, сразу поднять мотоцикл не смог, но это надо сделать очень быстро так как в лежачем положении карбюратор захлебывается и потом долго не заводиться мотор, сил уже нет, скидываю сетку с заднего седла с вещами и из последних сил поднимаю мотоцикл, вышел пот (замечу что при такой жаре его просто нет он испаряется ещё на выходе из пор), вещи не поднимаю немного хожу сил просто нет, горло сухое, прямо нутром чувствую как пропадает вода из рук и ног, делаю глубокие вдохи, ощущается и постоянная нехватка воздуха, при этом смотрю постоянно по сторонам корсаки или шакалы могут напасть в любой момент (но этого не боюсь просто надо зарания увидеть момент приближения, а саперская лопата сделает своё дело). В голове нет, не одной мысли, что всё так плохо и что ситуация пропащая, наоборот представил, что скоро приеду в Кашки-Тениз и напьюсь воды, а  сейчас всё закреплю и проеду этот песочный участок, так и сделал. После  закрепления груза мотоцикл завёлся со второго раза, проехал песочный участок, дальше дорога уже снова каменистая и пейзажи как и везде зеркальные (то есть во всех четырёх сторонах одно и то же!). Мысли о воде но при этом выбираю нужную дорогу по которой ехал день назад, губы все потрескались, трогаю руками а их как бы и нет вообще, смотрю в зеркало они стали прямые как кожа лица, горло и язык уже сухие глаза режет от сухости. Но пока в здравом уме и еду только внушением, что напьюсь воды и всё будит хорошо. Ну, вот ехать стало веселей, проезжаю измерительный комплекс трёхсотки до трассы около 40км. Наконец плитная дорога, комплекс пуска С-300ПУ. На этом степь Бетпак-Дала закончилась, не охотно она меня отпустила из своих объятий, её то же можно понять здесь непрошенные гости не нужны и она ещё много лет будит хранить свои тайны и секреты - сказал ей спасибо за просмотр её великолепия!

   Всего за двое суток было пройдено чуть меньше 1000км, на вторые сутки запас по воде составил 1,5 литра при жаре 45C, по топливу нехватки не было и его ещё оставалось достаточно.

   Подъезжаю к кафе Кашки-Тениз (будите там спросите, в каком состоянии я был J), захожу, а там прохладно работает кондиционер. Подхожу в прилавку, девушка официант, что будите, а я только сейчас понял, что сказать ничего не могу! Просто горло высохло. На пальцах объясняю, что 2литра кваса  и пол литра колы. Холодный квас дали в руки, а у меня руки дрожат не совсем осознаю, что это правда а не сон и что его сейчас буду пить. Сев за стол и не успев открыть бутылку, девушка принесла стакан. Это не передать словами, какое блаженство ощутить прохладный напиток всем телом. 2 Литра выпил за минут 5, просто сижу и балдею, ощущаю как ноги и руки наполняются водой (такое чувство в первые в жизни!) на губах разошлись трещины. Пришел в себя хозяин заведения сделал мне четыре больших котлеты из сома с яичницей.

   Уже темнее поехал спать в палатке, на утро планы космические J посетить сверх секретные объекты: Терра-3, Омега, Руза, Аргун.

   По дороге первый комплекс с лева Терра-3 (лазер уничтожения ИСЗ – аналогов не было!), остался только 3-х этажный остов. Толстенные стены метровой толщины, всё это с наружи было обшито нержавейкой, сам комплекс имеет два уровня под землёй на первом уровне длинный тоннель, что то вроде коллайдера (только какого года!?) идёт на метров 500 к небольшому зданию, только можно было предполагать какая была установка под землёй. Комплексом наведения луча предполагаю была Руза.

  Еду дальше поворот на право, здесь видно были пусковые столы ракет, рядом три сверх секретных системы Омега, Руза, Аргун. Территория под охраной, подъезжаю к Омеге (названия ещё есть другое, но это радиотелескоп два огромных здания без окон (как и все последующие комплексы) с переходом между зданий на третьем этаже), соблазн зайти внутрь велик, но жизнь дороже. Набрался сверх наглости, подъезжаю к КПП всего комплекса в целом, на улице жара поэтому кроме огромной собаки не кого не видно. Стучусь в дверь … кто там, я по-простому и коротко – свои J там это было не смешно! Выходят двое серьёзных ребят с карабином … кто такой, что здесь надо  и в таком роде … разговор длился 15 минут, после приглашают меня на чай в одно из зданий комплекса, в нутрии плакаты Горбачёва и Ленина … пьём чай беседуем … видя моё любопытство показывают что находиться под штукатуркой стен … удивился очень. Рассказали очень много интересного и не вероятного из области фантастики про комплекс в целом, но главное не в этом, выйдя на улицу дали мне большой фонарь и сказали можешь ходить, и смотреть что хочешь, никто тебя тут не тронет, и знай ты первый человек кому мы это позволяем! У меня вообще челюсть отпала не смог найти подходящих слов, стою между огромных зданий без окон и огромными на верху куполами с пяти этажный дом.

  Первым делом захожу со второго этажа, через улицу в Рюзу, хожу по комнатам, ощущения, что ушел народ от сюда недавно, высокие потолки, вещи, платы, оборудования раскидано по коридорам, фильм дум-3 отдыхает!, всякие цепи, кран балки, лифты, а что твориться под землёй всех комплексов …здравый смысл не может воспринять без объяснения сделанного. Через сквозной проход лифта, стоящего на третьем этаже, захожу в купол Рузы, стоит только держатель антенны, много летает ворон, каркают, сам голос там звучит не обычно, это отталкивается от круглых стен, на самом верху написано 1960 год!

Дальше иду на Омегу, на третьем этаже нахожу зал управления телескопом, сохранён на 40%,двойные полы с кабелями, шкафы со стеклянными дверями (аппаратуры практический в них нет), пульты управления с экранами и всё это в большом количестве. Внутри тишина и видя всё это, под свет фонаря, немного не по себе, через проход между зданиями (это только понимаешь на земле, что по нему шел) оказываюсь в пустом огромном зале, здесь стояла аппаратура усиления мощности луча телескопа.

  Направляюсь Аргун (станция наведения Омеги) мощность передатчика 170мВт, длинные коридоры, куча комнат, системы охлаждения, резервуары с фреоном и ещё всякое осталось ниже этажами, выхожу на крышу. На крыше вентиляционные шахты, трубки идущие в купол, кабеля, поворотные механизмы.

Сам купол (в отличии от Рузы) стоит на двух этажных подпорках, с низу самой антенны не видно по кругу подмостки. По лестницы поднимаюсь в купол … такое и специально не придумаешь, 1960 год ФАР, с лева и права обратной стороны есть лестницы, для обслуживания внутренних излучателей (каждый как хоккейная шайба – но не одного нет, всё сняли давно уже) всего их более 4000 шт, по центру огромный излучатель и на подпорках отражатель. Хожу по кругу и не понимаю, как всё это сюда запихнули, по лестнице залезаю наверх, где стоит вертикальный шарнир поворота, там, когда говоришь под куполом такое ощущения, что голос говорит в нутрии тела.  

   А время то, как летит, уже закат, за день не удалось обойти все комнаты комплекса, только 90% J. Прихожу к главному КПП … а мы тебя уже с собаками хотели искать J - сказали охранники. … так понимаю (охранник говорит) ехать тебе на ночь некуда, разместим тебя на территории, мне не ловко вообще, самого от увиденного держало два дня после!, соглашаюсь. Размещают в длинном прицепи УВД (управления воздушного движения – станция Снеж), аппаратуры нет, сделан как вагончик для строителей. До поздней ночи разговариваем, оказывается в куполе Рузы ночью можно наблюдать призрак солдата, который тут погиб много лет назад при обслуживании антенны.

  Пошел спать, за мотоцикл не бойся, сказали, пристрелим сразу, на сколько мы знали уже друг друга, не сомневался, что так оно и будит. Вообще данный комплекс сейчас частная собственность, приобретён для демонтажа и любое проникновения на территорию черева-то потерей жизни! Комплекс серьёзный и охраняют его обученные люди. Местных так отучили от этих шаров, что к забору ближе чем на километр не приближаются.

  Утром встаю, прощаюсь с ребятами, говорю огромное спасибо за такую, само-экскурсию, желаю всего самого лучшего!      

   Цель Приозёрск, заезжаю в кафе, где был в 2008 году, и вот радость хозяин заведения меня узнал – когда один столько много дней и кто то тебя помнит это очень приятно. Сам хозяин земляк и много лет жил в Тагиле, вкусно накормил, приятно пообщались, по Приозёрску сказал на КПП будит женщина не пустят – город полу открыт сейчас, будут мужики, договоришься.

  Подъезжаю, КПП Приозёрск, выходит женщина J я про себя не повезло со въездом. Казашка в форме довольно привлекательна и строга, по глазам прочитал, что c пропуском проблем не будит. Говорю еду с Байконура, показываю пропуск – цель моя здесь сфотографировать на память аллею ракет, памятники, постаменты, она нет проблем, зарегистрировала – я переспросил проблем не будит у меня с тем что буду фотографировать, она нет фотографирую всё, что хочешь и более того объяснила как добраться до ракет. А на въезде перед КПП стоит крылатая ракета типа КС, говорю её то же можно фотографировать, да! Про город говорить стыдно видя, что в его центре стоит гостиница Россия с разбитыми стёклами L, народу мало, дома полу пустые, сама в/ч сияет, всё покрашено у входа стоит МИГ-21 с другой стороны С-200 с Другова входа С-75 и плакат с поздравлением Назарбаева войнам гарнизона, на котором парой идут по взлети МИГ-31. Выехал из города, поблагодарил женщину и фото на память крылатой ракеты КС.

   Последнее интересное место площадка№57, центр Дарьял-У, самая мощная СПРН в мире, мощность передатчика в районе 800 мВт.

   Доехал до Гульшад (здесь есть люди которые богаче чем те кто живёт в Балхаше, не удивительно ведь рядом в 5км кормилица СПРН Дарьял которую грабили 10 лет, столько же её и строили), знайте данное место запрещено официально для посещения иностранных граждан, это прописано в законах о пребывании граждан на территории Казахстан, но только не для меня с данным узлом знаком с 1989 года, где был лично у подножья приёмного центра, тогда было кучу дзотов колючей проволоки, вертолётные площадки, по всюду посты и патрули. Огромное 18 этажное здания с высотой потолков под 4метра, светло голубой раскраски под цвет вод Балхаша, тогда даже одним глазом нельзя было посмотреть, что находиться в нутрии этого чудо сооружения на фоне песков и воды.

   2010год 22 января приёмный центр ровно на половину рухнул – причина: разбор металлических оснований первых этажей, завалило 5 человек, не официально более 15! Об этом я узнал 23 января из почтового сообщения, не хотел в это верить L, и просто был обязан попрощаться в этом году с любимым узлом.

    В кафе Гульшад меня узнают, то же очень приятно, покушав лагмана направляюсь к передающими центра он первый от посёлка. Картина просто ужас, здания разделено на две половины и по всюду казахи тащат метал, пока я там был при мне с верху рухнуло 4 плиты, не по себе немного было, люди как в низу так и на верху, на здания посмотреть страшно как изуродовали и в нутрии его ещё лазят это надо вообще наплевать на жизнь. На территории два ангара с ядерно-биологицескими отходами (это конденсаторы передающих модулей передатчика) таблички по всюду, но охраны никакой нет, из окна видно контейнеры с химией … а рядом воды Балхаша – ужас! А кто-то отчитался, что их уже увезли. Говорю с аборигенами, не страшно? Нет! Работы нет, а тут метал сдаём, семью кормим. По картине видно, что в следующем году тут будит просто куча камней, поэтому на память надо, что-то взять, поиск был не долгим и стоящим – кубик радиопрозрачного полотна антенны (дома на почётном месте сейчас – вечная память о Дарьяле).

   Приёмный центр Дарьял-У изуродован до не приличия (то, что он ещё стоит до 18эт это чудо конструкции), увидеть его уже не думал. На территории движений не наблюдаю, на входе встречают Маи (милиция) охраняют, что бы никто не лазил и ждут когда упадёт сама. 4минуты разговора и я на территории СПРН с букетом цветов, дошёл до обрушения, на стене ещё осталась мозаика с двух этажный дом, на которой изображена наука и техника СССР. Замер, смотрю на перекрытия, лестничные проходы, этажи, в голове крутятся разные мысли, как же так не уберегли, ведь хотели из этого здания сделать музей с курортом … стоять немного жутковато, если упадёт, то завалит пылью, сама вся в трещинах с наклоном в сторону воды (приёмного полотна), положил цветы и последнее фото на память.

  Пользуясь случаем заезжаю к ребятам на СПРН Днепр-М которая расположена в 2х км от Дарьялы, тут сказать нечего станция полностью рабочая.

  Дальше купания в Балхаше, арбуз, солнце, вода, супер!

По вечерам ежу по городу Балхаш, на мотоцикле 30 минут и все улочки города объезжены. В один из вечеров при подъезде к городу в 21:00 вижу в небе ракету с красивыми отводами пламени (оказался пуск протона с Байконура).

   В 8:00 выезжаю домой, по трассе машин мало, погода отличная, как и везде была (кроме моросита в Алматы). На трассе не приятный момент Мерседес обогнал со скоростью не менее 200км/ч, в зеркала смотрю всегда, но его не видел, проносится  в 5см от ручки сцепления, и ушел в точку.

   Караганда встречает кучей милицией на всех перекрёстках и просто на улицах, везде флаги разных цветов, видно кого-то встречали. По всей трассе и в городах плакаты Назарбаева, как он в поле с людьми, в шахте, на поле футбольном, в школе с детьми и так далее и небольшие лозунги на казахском, думаю про себя как то смешно рекламировать действующего президента страны (только приехав, домой узнал, что юбилей был 6 июня у Назарбаева, я на работу вышел 5).

   За Карагандой останавливаюсь в кафе, привлёк мангал с шашлыком ммм, захожу за столом 4 человека говорят здорова, видел пуск протона? Я да (сразу смекнул от куда они меня знают, перед Балхашем есть стоянка дальников, а когда был пуск как раз проезжал там и смотрел в небо, не мудрено было меня запомнить на весь город один мотоцикл J. Классные ребята сами с Украины на двух Сканиях, удивил меня тот момент, что дальность следования машин с полным баком 3800км! Вообще очень нравятся фуры, в городе их не замечаешь в пробки, но на трассе, особенно в степи, просто класс, с белоснежными прицепами. Пользуясь случаем всем дальникам ни ямы, ни гвоздя и Счастливой дороги!

  Проезжаю объездную Астаны, далее на Кокчетав, дорога первой категории, в России ничего подобного не видел, 3 полосы в одну сторону и 3 в другую, каждая полоса огорожена швеллером и травой, с трассы все 200км не съехать, каждые 7км стоянки (есть эстакады, туалет, беседки), разрешенная скорость движения 110км/ч, знаки зелёные гласят, что это автобан! В 2008 году я то же ехал по ней, но тогда её только расширяли, и было море техники, не удивительно трасса идёт на курорт Боровое. Здесь машины не едут, а просто летят, с моими 90км/ч, по отношению других, я просто стою на месте J.

 До Борового доехал уже затемно, остановился в кафе поесть, пока ел приехали ребята с Узбекистана на КамАЗе, зашли говорят с Екатеринбург? Я да, а мы фрукты возим к вам на завокзальную … опять долги беседы J, узнал много интересного, того чего вам они же не скажут на завокзальной J.

   После Борового по трассе много мусора не мудрено русские привыкли всё выбрасывать за форточку, при мне было много раз, летят пакеты, фантики, пластиковые бутылки L, номера машин rus.

   Пост Курган-Омск, его я не люблю, там так долго проходишь таможню так же как бут то полетишь на самолёте!

   Всё Россия – 480км и я дома.

… после поездки неделю на работе ходил как чудной, перед глазами пески и бескрайними просторы с палящем солнцем.

 Выводы: Подготовка перед поездкой оправдала себя, хотя большинство знаний и умений не пригодились. Местное населения Казахстана дружелюбно, отзывчиво и гостеприимно (но для новичков скажу, это может повернуться против вас и очень сурово, если этим пренебречь!).

  Про мотоцикл YBR-125, ни одной поломки не одного прокола! Кстати на момент написания статьи, месяц сентябрь, не было вообще проколов благодаря мощным покрышкам Петрошина с ними мотоцикл уверенней стоит на дороге, а ресурс, в два раза превышает родных, а цена в 10! раз дешевле, причём в эту дешевизну входят в комплект ещё и камеры. (цена только родной камеры совпадает с ценой камеры и покрышки вместе взятой от Петрошины!), в дороге менял два раза масло по графику смены и всё! При встречном ветре скорость падала до 40км/ч да мощи бывало ужасно не хватало, но в целом доволен ведущей шестернёй на 16 зубьев, без ветра и с грузом мотоцикл уверенно идёт 110км/ч. При езде по песку если не встал то мотоцикл движется уверенно, если встал и при долгой тяги на первой передачи двигатель глохнет, это когда на улице +50, своеобразная защита оттого, что бы не клинанул поршень – это я решил испытать возле Аральского моря J, да качеству Yamaha можно доверять безоговорочно!

Самое необычное место из всей поездки, на мой взгляд, это дорога на Аральск, (хотя Чарынский каньон вне конкуренции из всех красивых мест Казахстана) ощущения как бут то на другой планете 100% бескрайние просторы песок бело-жёлтый ни одного кустика, сплошная равнина, в одном месте есть что то типа оазиса с двух сторон дороги барханы тёмно-жёлтого песка, причём с зелеными кустиками прямо на бархане. Сама дорога очень плохая хоть и федеральная М-32 её ещё делают! Это правда в которую вериться с трудом трасса уже на картах есть более 30 лет, но основная часть дороги пролегает по пескам, в основном ездят грузовые машины по ней, мне попалось на протяжении 388км три  легковушки причём одна всеми колёсами завязла в песках. Ещё необычное место это полигон Сары-Шаган там внутреннее состояния такое, как бут то на все планете остался один после ядерной войны (разрушенные площадки, казармы, обломки различных ракет, огромные шары в бескрайней пустыни) но это место не безопасно посещать гражданскому населению

  Самая криминальная и коррумпированная часть Казахстана это промежуток между Кызал-Орда и Шымкент, что то вроде мини государства J где кто что хочет тот, то и делает не законов не власти.

   Можно говорить много и обо всём, если ездишь везде, не знаю как живут люди ходя каждый день на работу и с работы а выходные планируют куда то выехать но чего то бояться и остаются опять дома, не видя красивых мест даже у себя в области, смотрят только телевизор с новостями где всё покажут и расскажут…

   И конечно же фото всего сказанного на каждое слово в рассказе есть фото, кто внимательное читал то всё можно увидеть визуально. 9500км автономии в одного на мотоцикле YBR-125 (на момент поездки с очень большим пробегом) по территории Казахстана три недели ССЫЛКА

  ВИДЕО

   P.S. … 5 сентября 2010 года на спидометре 98400км стою на поле в Оренбургской области ем арбуз и дыни, хозяин поля сказал денег не возьмет с меня и более того сколько увезешь бери для тебя не жалко! маме привёз дыню сладкая как мёд, тает во рту как сладкая вата.

    … а вы всё ещё дома J

   Жизнь чертовский сложна и что бы в ней выжить, надо действовать  не абы кабы, шарахаясь из стороны в сторону, и уповая на удачный случай, а целенаправленно достигая свои цели!

   Ещё раз спасибо всем людям  с кем общался – о вас помнить буду всегда!

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz